Постановка на учет в налоговых органах Республики Коми организаций, зарегистрированных в иных субъектах Российской Федерации и осуществляющих деятельность на территории Республики Коми является существенным резервом для пополнения республиканского и местных бюджетов.
Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Местом нахождения обособленного подразделения российской организации является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение (п. 2 ст.11 Налогового кодека РФ (далее – НК РФ)).
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики - организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации.
Сообщение подается в налоговый орган по месту нахождения организации по форме № С-09-3-1 "Сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях" (утв. Приказом ФНС России от 04.09.2020 N ЕД-7-14/632@). При этом при сообщении сведений о создании обособленного подразделения обязательно указание адреса места нахождения обособленного подразделения.
Непредставление сообщения о созданном обособленном подразделении влечёт ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа.
Налоги обособленных подразделений организаций
Перечень основных налогов и условий их перечисления зависят от наличия и местонахождения имущества и самого ОП, наличия сотрудников и т.д.
1. НДФЛ (налоговый агент)
НДФЛ – основной источник для местных и республиканского бюджетов. Если обособленное подразделение имеет сотрудников, которым выплачивает заработную плату, то перечисление НДФЛ будет поступать в вышеуказанные бюджеты (!!!), где ОП фактически осуществляет деятельность (стоит на учете), а именно НДФЛ с выплат и вознаграждений сотрудников подразделения, работающих по трудовому договору, и за исполнителей по гражданско-правовым договорам, если договор заключен с ОП.
Если в одном муниципальном образовании организация имеет несколько ОП, то уплату НДФЛ можно производить по месту нахождения одного из подразделений (но об этом организация должна уведомить налоговый орган).
Расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) представляется по месту нахождения обособленного подразделения с указанием ОКТМО соответствующего муниципального образования по месту фактического осуществления деятельности этого подразделения.
2. Налог на прибыль организаций
Налог на прибыль в бюджет субъектов РФ уплачивают по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, исходя из доли прибыли.
Долю прибыли рассчитывают на основании одного из двух показателей:
удельного веса остаточной стоимости амортизируемых основных средств ОП,
удельного веса среднесписочной численности работников ОП либо удельного веса расходов на оплату труда сотрудников ОП.
Декларацию по налогу на прибыль представляет каждое обособленное подразделение или выбирают одно ответственное, если все ОП расположены в одном субъекте. Однако в декларации, которую подает головная организация, она отражает показатели своих обособленных подразделений.
Если организация и все ОП расположены на территории одного региона, то уплачивать налог и представлять одну общую декларацию может головная организация без разделения данных по ОП.
3. Налог на имущество организаций
Налог на имущество исчисляет и уплачивает в региональный бюджет по своему месту нахождения только то обособленное подразделение, которое имеет отдельный баланс. Порядок уплаты закреплен в ст. 384 НК РФ.
Если место нахождения ОП и недвижимости не совпадают, то налог перечисляют в бюджет по месту нахождения такой недвижимости (ст. 385 НК РФ).
Налог рассчитывают как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, и налоговой базы, определенной за налоговый период в соответствии со ст. 376 НК РФ.
4. Транспортный налог
Обособленное подразделение уплачивает транспортный налог в бюджет субъектов РФ в соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ по месту нахождения транспортных средств, которое определяют в соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ.
Обобщенная информация о налогах и взносах обособленного подразделения организации
| Налог | Особенности уплаты |
| НДФЛ (налоговый агент) | Основной источник для местных и республиканского бюджетов. НДФЛ с зарплаты сотрудников ОП уплачивается по месту нахождения этого ОП. В расчёте 6-НДФЛ указывается соответствующий ОКТМО . |
| Налог на прибыль организаций | В региональный бюджет головная компания и ее подразделения распределяют и уплачивают налог, исходя из доли прибыли (удельного веса среднесписочной численности работников ОП или удельного веса остаточной стоимости амортизируемых основных средств). |
| Налог на имущество организаций | ОП уплачивает налог в региональный бюджет за недвижимое имущество, расположенное по месту нахождения ОП |
| Транспортный налог | ОП уплачивает налог в региональный бюджет по месту нахождения транспортных средств |
